Страдающее Средневековье, или Знание через шутку

Юрий Сапрыкин, автор идеи и создатель паблика «Страдающее Средневековье», побывал в Лектории BBDO. Он поделился историей превращения студенческой шутки в известный бренд и прокомментировал растущий интерес к исторической науке.

«Человек так устроен, что он запоминает только то, что вызывает эмоции, а то, что ему неинтересно, быстро забывает. Я думаю, что наше «Страдающее Средневековье» обязано успехом именно эмоциям. Фрески, ставшие мемами, вызывают юмор, удивление, желание поделиться. Скажу больше: они пробудили более массовый интерес к истории, чем все учебники, вместе взятые. Шах и мат, медиевисты!

Если серьезно, то популярность Средневековья сейчас действительно растет. Взять, например, наплыв желающих поступить в магистратуру по медиевистике в нашем университете (ВШЭ). Или тот факт, что издательство АСТ предложило выпустить под нашим брендом серьезную книгу о происхождении и смысле средневековых миниатюр. Причем предзаказ на книгу настолько велик, что пришлось допечатать дополнительный тираж. И мне, как историку, очень нравится эта тенденция».

Как все начиналось

Наше «Средневековье» зародилось еще на втором курсе института. Тогда мы не могли предположить, что на свет появляется идея, которой суждено стать настолько популярной, не говоря уже о какой-то монетизации. Подписчиками были одногруппники и друзья, всего около двухсот человек. Контент создавался в перерывах между написанием курсовых, дипломов и сессий. Тогда он не был ориентирован исключительно на Средневековье: встречались разные шутки, например, «локальные», о преподавателях и университете. Большинство шуток, тогда, да и потом, придумывались по принципу «что вижу, о том пою»: например, популярная картинка про «плацкарт» родилась, когда я изнемогал от духоты в реальном тесном плацкарте, и, листая твиттер, наткнулся на эту средневековую миниатюру.

Средневековые нравы соцсетей

Со временем стал наблюдаться прирост подписчиков, но это все еще были друзья друзей, студенты с нашего курса. Переломным стал период, когда паблик набрал около пяти тысяч подписчиков. Мы даже хотели забросить его, потому что он отнимал много времени: начали появляться обсуждения в комментариях, в которых нужно было участвовать, требовались усилия для создания свежего контента…

И вот однажды мой младший брат показал мне пост из мега-популярного во «ВКонтакте» сообщества MDK, в котором я без труда узнал картинку из нашего паблика. Под ней было около сотни тысяч лайков! Надо признаться, меня это даже разозлило, но в то же время дало импульс развивать «Средневековье». Я понял, что наши работы нравятся людям, и после этого вопрос о закрытии уже не поднимался. Мы поняли, что создаем уникальный контент и продолжили это делать. Кстати, недавно мы обнаружили, что за границей паблики вроде нашего также пользуются популярностью, но «Страдающее средневековье» мы создавали, не догадываясь об их существовании.

Чего хочет аудитория — шуток или знаний?

Если честно, не было цели «изобрести формат, который понравится людям», но у нас получилось. Наша работа востребована среди абсолютно разных аудиторий. Здесь и молодежь до 25 лет во «ВКонтакте», и более взрослое поколение из Facebook. Возможно, сыграла свою роль всеобщая популярность такого формата, как мем.

Но, в то же время, людям интересно не только посмеяться над забавной подписью к очередной фреске, но и узнать о ее происхождении: чем руководствовался художник, что символизируют те или иные персонажи, какие события изображаются… Это натолкнуло нас на идею создать еще один параллельный проект — паблик и телеграм-канал «Возвышенное средневековье», где те же изображения разбираются уже с более серьезным подходом, у этого канала уже несколько тысяч подписчиков. Совместный проект с АСТ — это тоже уже «нешуточный» уровень: о том, что изображено на фресках и миниатюрах, рассказывают ученые — историк-медиевист Михаил Майзульс, искусствовед Дильшат Харман и культурный антрополог Сергей Зотов.

Да и на основной моей работе — в студии «Историябудущего» — мы создаем контент скорее познавательный, чем развлекательный. Сейчас мы завершили мультимедийный исторический проект «1917. Свободная история» и запускаем новые: уже работает «Карта истории», просветительская онлайн-игра об истории СССР (https://www.kartaistorii.ru). Вчера запустили проект «Музей рождения демократии» про 90-е, а еще есть сериал про 1968 год, который мы представим в марте.

Средневековый научпоп зашел… и ушел в народ

Что такое «Страдающее Средневековье», я на данный момент и сам затрудняюсь определить. Бренд, паблик, просветительский проект? Или все сразу? Лично я, будучи историком-медиевистом, сам «болею» историей (чуть не сказал «страдаю»). И потому мне очень хочется думать, что этот наш проект, как и остальные, подогрел интерес к истории в целом и эпохи Средневековья в частности.

Я искренне желаю и дальше популяризировать эту науку в самых разных форматах. Кроме «Страдающего Средневековья» мы создали и «Личку императора», и группу «Сфоткай типа Рембрандт», которая сейчас активно развивается… Кстати, контент в этом паблике создают пользователи, и, по-моему, эти работы буквально «просятся» на выставку, хотя я и не уверен, можно ли отнести это к современному искусству.

Что касается «Страдающего Средневековья», то я рассматриваю выход книги как некий результат, даже итог, но четких планов по дальнейшему движению у нас нет. Мы все же группа энтузиастов, среди нас нет, например, монтажеров или аниматоров, отсутствуют технические возможности. А контент есть! Например, мы разрабатывали идею создания «научно-популярного» канала на YouTube и даже подготовили пилотный видеосюжет. Возможно, вы удивитесь, но это история про зайцев, посмотрите, если еще не видели.

В общем, я все время жду, когда же мне это все надоест… Но нет, почему-то не надоедает!

Полная видеозапись встречи:

Фото: Стас Вербель и Игнат Соловей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: