Беспилотное будущее: страшное или захватывающее?

Еще недавно Илья Грин занимал пост вице-президента инновационного центра Кремниевой долины и был преподавателем Стэнфордского университета. А сегодня он является одним из разработчиков лазеров для беспилотных автомобилей. Что принесет нам новая волна инноваций в транспорте, можно было узнать во время его выступления в лектории рекламного агентства BBDO.

История Ильи Грина довольна типична для резидентов Кремниевой долины. Он родился на Урале, а когда ему было 17 лет, уехал в Германию, где окончил университет. После выпуска Илья решил поступать в аспирантуру в США, точнее в Стэнфорд. После получения степени PhD молодой ученый сначала планировал работать в университете. Но оставаться в академической среде, когда «вокруг бурлит золотая лихорадка и все спрашивают, почему ты не зарабатываешь свой первый миллиард», оказалось достаточно сложно.

Как раз в это время сосед Ильи ушел из Стэнфорда и начал производить лазеры для беспилотных автомобилей. Илью эта тема тоже заинтересовала, и он присоединился к новой команде. Сейчас их компания производит лазеры для беспилотных автомобилей, которые сканируют пространство на 200 м и при этом на порядок дешевле, чем у конкурентов. О том, что нас ожидает уже через 5-7 лет, Илья Грин рассказал в рамках лекции в лектории BBDO.

Никто не хочет стать второй Nokia

Исторически Кремниевая долина всегда была местом, где разрабатывались крупнейшие компьютерные инновации. Здесь находятся офисы таких компаний, как Intel, Microsoft, Cisco, Oracle, Facebook и др. Резкий скачок интереса к возможностям внедрения компьютерных технологий в сфере личного транспорта стал ответом на происходящее в мире, когда алгоритмы все активнее внедряются в жизнь обычных людей. В этой ситуации крупнейшие автоконцерны не хотят повторить судьбу Nokia, которая, став лидером рынка мобильных телефонов, потеряла практически все после того как Apple выпустила iPhone в 2007 году.

Именно поэтому, когда появилась компания Tesla, автогиганты восприняли ее инновационные идеи очень серьезно. По сути инженеры Tesla заявили миру: вот вы, ребята, 120 лет ездите на автомобилях, которые сложно устроены, имеют сотни деталей, а на самом деле работают за счет постоянных маленьких взрывов, но автомобиль может выглядеть иначе — батарейка, электромоторчики на колесах, компьютер и все! Это не на шутку напугало автоконцерны, поскольку, когда автомобиль становится электрическим, вся существующая система автомобилестроения может оказаться не нужной. В итоге многие автоконцерны открыли собственные офисы разработки электрокаров и беспилотных автомобилей.

На наших глазах автомобилестроение из индустрии про «железо» превращается в индустрию про компьютеры, искусственный интеллект, сервисы и приложения. Именно поэтому это направление развивается в Кремниевой долине, где живет и работает много инженеров, занимающихся инновациями.

Личные авто останутся в прошлом?

Сегодня в создании беспилотных автомобилей прослеживаются два тренда. Первый задает Tesla, которая разрабатывает машины для массового потребителя. Второй — это усовершенствование сервиса такси, чем занимается Uber, а также General Motors в партнерстве с компанией Lyft (главный конкурент Uber на американском рынке).

По словам Ильи Грина, уже в скором времени люди постепенно начнут уходить от личных автомобилей и станут активнее пользоваться такси, которое просто забирает человека и отвозит в нужное место. Беспилотники позволят не только снизить издержки таких компаний, как Uber и Lyft, но и подстраховаться на случай, если тысячи водителей, которые сотрудничают с подобными сервисами по всему миру, вдруг решат забастовать. В свою очередь личные автомобили, управляемые алгоритмом, здорово выручат тех, кто не любит бездействовать, стоя в пробках. Отслеживанием ситуации на дороге займется компьютер, а освободившееся время можно будет посвятить делам, просмотру фильма или общению с друзьями и близкими. Также беспилотники выручат пенсионеров или, например, мам с детьми, которым неудобно ездить на общественном транспорте или на своей машине самостоятельно.

Кроме того, автопилот решит и другие проблемы. Например, водителям больше не нужно будет тратить время и нервы на поиск парковки. Или, когда автомобиль не нужен владельцу, он сможет арендовать его другим людям практически как такси, что поможет быстрее окупить стоимость автомобиля.

Но главное достоинство беспилотников, по мнению разработчиков, — это возможность снизить количество аварий на дорогах, поскольку скорость реакции компьютера в разы выше, чем у человека.

К чему приведет самообучение алгоритмов

На беспилотных автомобилях устанавливаются специальные сенсоры, которые анализируют окружающее пространство. Лидары (световые радары) посылают пучки света, ждут их возвращения и — в зависимости от затраченного на данный процесс времени — определяют расстояние до предметов. Это позволяет оценивать обстановку даже в условиях плохой видимости, например, тумана. Так, лидар, разработанный компанией Ильи Грина, позволяет посылать 10 млн световых пучков в секунду на расстояние до 200 м и создавать картинку пространства с разрешением 10 Мп. Стоимость такого устройства — около 5000 долларов, что почти в 30 раз дешевле, чем у конкурентов. На одну машину предполагается установка шести подобных лазеров.

При этом алгоритмы, задействованные в беспилотниках, являются самообучающимися. Каждая машина содержит в себе не только собственный опыт, но и опыт всех других беспилотных автомобилей, которые ездят по дорогам. Если компания протестировала десять машин в течение тысячи часов, то у новой машины опыт будет уже десять тысяч часов. Вообще, беспилотные автомобили учатся очень быстро. Например, когда Toyota тестировала свои первые автомобили на футбольном поле, они поначалу сталкивались, как слепые котята. Но уже через четыре часа машины идеально объезжали друг друга и препятствия, двигаясь с нормальной скоростью.

Правда, есть и спорный аспект, связанный с безопасностью, который активно обсуждается. Чью жизнь должен защищать алгоритм в аварийной ситуации: своих пассажиров или, например, пешехода? Однозначного ответа пока нет, но, по словам Ильи Грина, разработчики склоняются к тому, чтобы закладывать в компьютер поведение аналогичное человеческому, то есть, скорее всего, алгоритм будет в первую очередь заботить о безопасности пассажиров. Впрочем, инженеры говорят о том, что поскольку беспилотники значительно повысят безопасность на дорогах, подобные «внештатные» ситуации будут крайне редкими. В любом случае внедрение автопилотом в повседневную жизнь потребует корректировки законодательства в сфере дорожного движения. Но это уже компетенция других специалистов.

А вот, что действительно сегодня занимает умы разработчиков, так это внутренние обслуживающие системы автомобиля. Именно в области infotainment, т.е. информации и развлечений, нам предвещают самый большой скачок. В ближайшее время можно ожидать разработки новых приложений для беспилотных автомобилей, которые будут существенно локализованы, поскольку люди хотят слушать местные новости, смотреть местные фильмы и т. д. Кроме того, машины смогут выполнять функции цифрового ассистента владельца, предлагая, например, заехать за чашечкой кофе в любимое кафе, проезжая мимо заведения, или напоминая о встречах и необходимых покупках.  Также появятся технологии, связанные с интернетом вещей, например, светофоры, которые будут «разговаривать» с автомобилем.

Полная видеозапись встречи

Текст статьи: Юлия Даргель

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: