Медиафеномены. Город vs горожане vs бренды: кто кого?

Жители современного мегаполиса большую часть времени проводят вне дома. Восемь часов в день ― на работе, еще два-три часа ― в общественном транспорте, потом нужно зайти в магазин или куда-то по делам, а в выходные нужно успеть посетить самые интересные события ― фестивали, лекции, выставки. Как городское пространство и мероприятия влияют на людей, разбирались участники заключительной лекции из цикла «Медиафеномены».

Понятие «город» как крупное поселение существует уже не первое тысячелетие. Взять хотя бы полисы в Древней Греции. Однако город в том виде, в котором мы наблюдаем его сегодня на примере Москвы, Берлина или Нью-Йорка, это относительно новое явление. Если сравнить современный Париж и Париж XIX века, становится очевидно 150 лет назад столица Франции была просто большой деревней, жители которой не особо задумывались об общественных пространствах, инфраструктуре и прочих атрибутах современных мегаполисов.

Комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров занимается урбанистика. С начала XX века эта наука разделилась на три направления. Одно акцентирует внимание на внешней форме города и вариантах его композиционной структуры, другое на проблемах городской инфраструктуры, а третье — на проблемах социальной жизни города, в частности, на том, насколько горожане вовлечены в процесс городского планирования. Именно последняя ветвь привлекает сегодня все больше внимания, поскольку взаимодействие города и горожан оказывает существенное влияние на обе стороны, создавая новые уклады.

Единство в непохожести

По мнению Оксаны Запорожец, город это место, где встречаются очень разные люди и стили жизни. Это различия, к которым мы привыкаем и которых потом не хватает в других местах.

У каждого крупного мегаполиса есть собственное лицо, то есть, отличительные особенности, которые формируют представление о нем. Например, по словам Екатерины Дементьевой, главное, что отличает Москву от всех остальных городов России, это постоянные события. Каждый день проходят сотни выставок, благотворительных забегов и прочих активностей, в которых можно принять участие. Хотя горожане посещают далеко не все городские мероприятия, сама мысль, что все это доступно на расстоянии вытянутой руки, греет сердца москвичей.

Есть и другие города те, в которых событийную жизнь создают не большие институты и спонсоры (хотя иногда и так бывает), а бесчисленное количество маленьких и симпатичных бизнесов. Так, Петербург был бы довольно скучным городом, если бы не десятки тысяч маленьких баров. Тоже самое в Берлине: там есть и кинофестивали, и великие музеи, но люди приезжают в столицу Германии не за этим, а потому, что там можно покататься на велосипедах или сходить в клубы. Именно такие маленькие «любопытности», которые можно утолить, и делают город городом.

С другой стороны, символы того или иного города постоянно меняются, ровно как и сама жизнь в нем. Например, этим летом символом Москвы стал бело-зеленый забор, раньше была синяя мигалка, хипстеры или картонные стаканчики с кофе.

Бренды в городе

Хотя город как медианоситель существовал всегда, медианосители в нем не раз менялись. Несколько лет назад столица была завешана растяжками и заставлена билбордами, у метро сновали люди-бутерброды, и людям не очень хотелось проводить время на улице. Но сегодня мы видим интересную архитектуру в парках, пешеходные улицы, велопарковки, сервисы такси, брендированные поезда, специальные мероприятия, именные пабы и бары, и это очень радует. По словам Евгении Галетки, 85% москвичей положительно оценивает изменения, происходящие в столице.

В то время сама городская среда давно стала местом активных действий рекламных брендов. Еще недавно многие говорили, как классно, что в Нью-Йорке или Тель-Авиве развит прокат велосипедов. Прошло несколько лет и велосипеды стоят по всей Москве, а «Сбербанк», ВТБ, «Банк Москвы» получили отличную конверсию благодаря велопарковкам. Или, другой пример Adidas и Nike сейчас активно «осваивают» столичных бегунов, в том числе устанавливая в парках брендированные «пойнты» для беговой растяжки.

В формировании жизни мегаполисов участвуют и различные событийные проекты. Так,  Евгения Галетка рассказала, что во время «Пикника Афиши» в 2007 году у людей не было никакого представления о маркете, фрезерованном пластике и т.д., а в 2016-м если бренд не находился в деревянном домике, это уже воспринималось как  моветон.

Можно сделать вывод, что жители мегаполисов с благодарностью относятся к брендам, которые проявляют о них заботу, улучшая городскую среду. Но нужно учитывать, что не только бренды оказывают влияние, но люди переписывают то, что создают компании-производители. В результате диалог, который создает город, становится канвой, пространством для общего творчества.

Полная видеозапись встречи

Текст: Юлия Даргель

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: