Медиафеномены. Спорт как зрелище.

Почему миллионы людей обсуждают исландскую сборную по футболу? Что ищут зрители во время просмотра спортивных соревнований? Как технологии превращают спорт в интерактивное шоу? Эти и другие вопросы мы обсуждали в рамках проекта М-О-С-Т.

Темой очередного цикла лекций стали медиафеномены и то, как они влияют на нашу жизнь. Первая встреча была посвящена спорту, который за последние годы превратился из соревнований за звание сильнейшего атлета или команды в настоящее зрелище с миллионными аудиториями. Участники дискуссии попытались разобраться, как это произошло.

От Колизея до ЕВРО-2016

Еще со времен Древней Греции и Римской Империи спорт вызывал у людей большой интерес. Олимпийские игры и бои гладиаторов собирали толпы народа. Но и в то время, и сейчас, спортивные зрелища были и остаются одним из инструментов политического влияния. Эта концепция хорошо знакома всем из крылатой фразы «Хлеба и зрелищ», которую впервые использовал римский сатирик Ювенал, живший в конце I века, а затем и его современник ― древнегреческий философ Плутарх. И даже прогрессивному Марку Аврелию, правившему во II веке, не удалось запретить увеселительные бои — народ был категорически против.

Казалось бы, времена гладиаторов остались в прошлом. Но и сегодня тысячи людей приходят на стадионы, раскрашивают лица и точно также оставляют «памятные» надписи на сидениях трибун (когда в 1950-х гг. археологи начали раскапывать Колизей, оказалось, что его трибуны испещрены надписями в духе «Спартак ― чемпион!», и группа студентов римского университета даже защитила дипломные работы на эту тему). С другой стороны, многое все-таки изменилось. Во-первых, благодаря современным технологиям соревнования стали доступнее: следить за трансляцией через интернет можно из любой точки планеты. Во-вторых, изменился и сам масштаб спортивных событий ― они стали глобальными. В-третьих, в просмотр вовлекается все более широкая аудитория ― далекая от спорта и часто с трудом представляющая себе правила того же футбола или биатлона.

Достижения vs развлечения

Как пояснил Андрей Леонтьев, если говорить о состязательной части спортивных соревнований, то ее аудитория ограничена узкой категорией людей, которые действительно разбираются в том или ином виде и знают все его правила. Это так называемые хардкорные болельщики. Но зрелищная составляющая спорта привлекает намного больше людей. Именно поэтому этим летом, например, во всех курилках мира миллионы людей обсуждали успехи на ЕВРО-2016 никому неизвестной сборной Исландии.

По словам комментатора и спортивного журналиста Василия Уткина, телевизионный спорт собирает те же цифры, что и, например, проект «Голос», потому что является пиковым сезонным шоу. Так, летом футбольные чемпионаты ― самые значимые события в мире зрелищ. Кроме того, трансляция крупных соревнований ― это шоу с элементами реалити и брутальности, что также привлекает широкую аудиторию.

Участники дискуссии говорили о том, что влияние развлекательной составляющей спорта столь велико, что некоторые виды даже стали подстраиваться под медиа. Например, Петр Цанава обратил внимание на то, что из танцев на льду исчезла такая категория как обязательный танец, когда все спортсмены исполняли одну и ту же программу. Это было необходимо для оценки техники, но не вызывало интереса у зрителей. Впрочем, как отметил Василий Уткин, многие виды спорта активно сопротивляются: идеи о том, что нужно увеличить размер футбольных ворот или изменить правила офсайда, а может, и вовсе его отменить, появились еще лет 15 назад, но так и остались на уровне разговоров, поскольку такие решения изменили бы суть игры.

Технологии не остановить

По общему мнению экспертов, превращение спорта в увлекательное зрелище ― это заслуга современных технологий, которые позволяют зрителям во всех подробностях увидеть то, что раньше было недоступно, например, полет пули или рассмотреть в замедленной съемке прыжок в воду. Как отметил Васили Уткин, когда смотришь биатлон по телевизору, понимаешь гораздо больше, чем если наблюдаешь за соревнованиями вживую.

Денис Максимов, выступавший модератором дискуссии, также напомнил о новых возможностях, которые стали доступны благодаря интерактивным плеерам. Эти технологии позволяют зрителю примерить на себя роль режиссера трансляции: человек видит съемку сразу с нескольких камер и может выбирать картинку с любой из них. Также появилась возможность выключить голос комментатора или добавить собственный комментарий, который затем увидят пользователи соцсетей. А они, в свою очередь, смогут поставить или не поставить «лайк». Таким образом происходит интерактивное вовлечение: технологии позволяют человеку дополнительно погрузиться в контент и поделиться полученными эмоциями.

Итоговые выводы наших экспертов еще раз подтвердили мысль о том, что спорт, как и виртуальная реальность, играет важную роль в жизни общества, поскольку он, с одной стороны, дарит людям позитив, а с другой ― позволяет выпустить «пар», тем самым снижая общий градус агрессии в мире. При этом стоит отметить, что положительных эмоций от спорта значительно больше, и они активно расходятся огромным информационным потоком через социальные сети.

Make sport, not war!

Полная видеозапись встречи

Текст статьи: Юлия Даргель

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: