Футурология. Шестой техноуклад. Есть ли жизнь после Uber?

Чем инновация отличается от прогресса, почему авторское право больше не актуально, как создавать новые продукты на основе вечных ценностей – на эти и другие вопросы в ходе лекции в рамках цикла М-О-С-Т о будущем ответил Сергей Хапров, научный руководитель Института семантики систем, генеральный директор Центра промышленного дизайна и инноваций «Астраросса».

Пока ученые спорят, переживет ли человечество XXI век, бизнесменов волнуют насущные вопросы практического толка. Например, как повысить эффективность производства или каким новым продуктом удивить потребителя. Многие работают над усовершенствованием имеющихся технологий, но лишь единицам под силу создавать настоящие инновации, меняющие мир.

 02 Khaprov
СЕРГЕЙ ХАПРОВ

От энергии воды к углеводородам

Как объяснил Сергей Хапров, настоящая инновация – это скачок, позволяющий в разы увеличить производительность и уменьшить затраты ресурсов. Одним из ярких примеров является изобретение швейной машинки, заменившей наперсток, тогда как все дальнейшее усовершенствование (добавление оверлока, улучшение эргономичности, установка ЖК-экрана) были лишь прогрессом.

С точки зрения развития производства в истории человечества можно выделить несколько индустриальных техноукладов, каждый из которых характеризуется знаковыми инновациями, резко изменившими конкуренцию.

Первый техноуклад охватывал XVII-XVII вв., когда было изобретено водяное колесо и в производстве стали использовать энергию воды. Россия в этом техноукладе практически не участвовала, поскольку большую часть времени водные ресурсы нашей страны непригодны для использования – попросту замерзают.

Второй уклад (1840-1890 гг.) характеризовался применением энергии пара. В этот период были изобретены паровоз, началась активная механизация производства, развитие транспорта, металлургии.

Третий техноуклад (1890-1940 гг.) связан с появлением электричества, благодаря чему стало возможно изобретение телеграфа, телефона, радио, лампы, а также развитие тяжелого машиностроения.

Четвертый техноуклад (1940-1990 гг.) – это энергия углеводородов. Мощнейший толчок в развитии химии привел к тому, что сегодня в небе летают тысячи самолетов и вертолетов, по земле ездят миллионы автомобилей, под землей проложены километры бензопроводов, а в каждой квартире стоит бытовая техника.

Информационный бум

В данный момент, по словам Сергея Хапрова, мы живем в пятом индустриальном техноукладе, который начался в конце ХХ века и продлится примерно до 2020 года. Этот период развития характеризуется возросшей ролью информации: появились мощнейшие микропроцессоры, тонкая химия и пластик, робототехника, софт, интернет-технологии, в обыденную жизнь вошли мобильные телефоны, видеокамеры и т.д.

Объемы задействованных данных выросли на шесть порядков, и в настоящее время огромные ресурсы задействованы для их переработки и хранения. Каждый день на облачные серверы заливаются миллионы фотографий и видеофайлов. Информация стала доступной, но в ней все сложнее ориентироваться. Кроме того, остро встал вопрос выброса тепловой энергии облачными хранилищами. По уровню вредного влияния на окружающую среду они вскоре приблизятся к автомобилям.

Так что же ждет нас в ближайшем будущем? По прогнозу Сергея Хапрова, в 2020-2040 гг. наступит шестой техноуклад, основанный на энергии сетей, или энергия «ансамбля» частиц. Начнется массовое производство информации, появятся «умные» материалы, ядерная медицина, гиперзвук, суборбитальные полеты, ядерный космический двигатель, лунная станция, межпланетные экспедиции. Крупнейшим корпорациям придется искать новые бизнес-модели, позволяющие обслуживать миллиарды людей и обеспечивающие защиту от кибернетических атак. Появится новое право, новые специальности, новые формы организации бизнеса.

Новый мир – новое сознание

В глобальном мире шестого техноуклада будет практически невозможно создавать новый контент. При работе с большими данными высока вероятность того, что на планете, где живет семь миллиардов человек, будет минимум четыре копии одной и той же работы. Более того, по прогнозам Сергея Шапрова, авторство в креативе вообще исчезнет.

Поэтому приняв как данность, что количество сюжетов ограничено, следует сменить позицию наблюдателя. Нужно брать за основу уже существующие проекты и пытаться их видоизменить, чтобы создать новый продукт, хотя он априори уже не нов. Многомерная обработка большого объема информации в шестом техноукладе станет одним из наиболее перспективных направлений бизнеса.

Примерами успешной переработки контента могут служить электронная библиотека Льва Толстого и выставка «Живой Ван Гог». В первом случае у пользователя мобильного приложения есть возможность взглянуть на «Войну и мир» не линейно, а с разных перспектив. С помощью инфографики проект представляет связи героев между собой (когда и где они встречались, что в этот момент происходило с другими персонажами), параллели с историческими событиями и т.д. Авторам пришлось проделать огромную работу, разложив величайшей произведение русского классика на фрагменты и собрав их заново. Но в итоге пользователи смогли увидеть «Войну и мир» с разных ракурсов, мозаично, тем самым открыв ее для себя заново.

Похожий метод был задействован и в рамках проекта «Живой Ван Гог»: картины известного художника не только проецировались в разных масштабах на различные поверхности, но и буквально оживали, начинали двигаться, что производило на зрителей огромное впечатление.

В завершение Сергей Хапров отметил, что сегодня меняются не только производственные процессы, но и человеческое сознание. Если раньше мы анализировали информацию линейно, то сегодня переходим к мозаичному, многомерному восприятию.  Именно ориентация на мозаичного мышление, по мнению Сергея, станет основой развития креатива в будущем.

Полная видеозапись встречи

Текст статьи: Юлия Даргель

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: