Что стоит за футуристическим лого Олимпийских игр 2014?

Все, кто внимательно смотрел прошлые Олимпийские игры, заметят, что логотип Сочи-2014, общей стоимостью 10 миллионов долларов, который сегодня можно увидеть на каждом олимпийском стадионе, каждом билете и на всей продукции Игр, значительно отличается от логотипов предыдущих Олимпиад. В нем нет рисунка. Лишь скромный шрифт без заглавных букв, пять олимпийских колец и веб-адрес. Американский публицист Джонатан Колач в своей статье для New Yorker выяснил, что обозначает символ Олимпийских игр в Сочи.

Гуо Чаннинг, создавший логотип Dancing Beijing для Олимпийских игр в Пекине в 2008 году, изучил историю олимпийских логотипов, восходящую к началу современных Игр в 1896. Он уверен, что, за исключением Мехико-1968 и Лондона-2012, в этот раз  логотип был впервые создан без нарисованных элементов. (Для Мехико и Лондона, однако, были использованы шрифты, которые делали логотип более художественным).

Идеи шведа Кристофа Марти, одного из членов команды дизайнеров агентства Interbrand, лидировали среди работ пяти других финалистов. Он показал мне несколько страниц своего блокнота, где хорошо заметна эволюция шрифта. У группы из восьми дизайнеров сначала была гораздо более утонченная идея. Команда колебалась между несколькими решениями: цветочным, традиционным дизайном (слева), вдохновленным русской хохломской росписью, и более современной версией (справа), составленной из картинок, изображающих разные виды человеческой деятельности (вечеринки, парусный спорт), животных и российские пейзажи. По словам Марти, после более чем 10 заседаний Организационного комитета, был одобрен «ориентированный на будущее логотип», оказавшийся весьма далеким от первоначального замысла.

Множественные доработки — норма для процесса создания бренда Игр. Оригинальный концепт проходит через огромное количество правок, предложенных различными инстанциями: Организационным комитетом (который, по обыкновению, владеет брендом, не оставляя ничего создателю), политическим эшелоном принимающей страны и Международным олимпийским комитетом. Разглядеть оригинальный замысел за дизайном бывает нелегко. Мало того, зачастую основной смысл логотипа придумывается уже после его утверждения.

Организационный комитет, который тесно сотрудничает с Международным олимпийским комитетом, показал окончательную версию логотипа Сочи в декабре 2009 как продукт сотрудничества, созданный «экспертами», набранными из «высокопрофессиональных маркетинговых специалистов, знаменитых спортсменов и представителей крупных межнациональных компаний, работающих как в России, так и за рубежом».

В комментариях одни рассматривают надписи “Sochi” и “2014” как зеркальные отражения друг друга, раскрывающие Россию как страну контрастов: морские берега и горные склоны, снег и песок. Другие видят в этой «зеркальности» символ места проведения игр — Черного моря.

Когда Организационный комитет Сочи-2014 представил логотип, он описал его как «первый цифровой бренд в истории олимпийского движения», соответствующий «видению Комитета по проведению самых инновационных Игр в истории, что отразит сущность новой России и принесет устойчивые позитивные изменения». В официальном пресс-релизе было сказано, что логотип «иллюстрирует связь между прошлым и будущим, традициями и нововведениями. Он открывает новые образы России, формируя цельное представление о стране» и «показывает, что Россия — потрясающая страна, в которой всегда ценились доброта и искренность». Довольно тяжелая ноша для одного логотипа.

По мнению Джона Рейнхардта, дизайнера книг, в символе использован шрифт, напоминающий Revue. Revue, который был создан в 1968 году Колином Брингаллом. Этот шрифт использовался для постеров и биллбордов. В  наши дни, чтобы угодить поколению Интернета, логотипы компаний должны не только хорошо смотреться на постерах, шляпах, одежде и гигантских телевизорах, но и успешно работать на планшетах и iPhone. На сайте sochi2014.ru пользователи могут просмотреть ежедневную программу Олимпийских игр, получить ежеминутно обновляемые результаты, базовую информацию о каждом виде спорта и биографии спортсменов.

По данным Moscow Times, после выпуска логотипа многие российские блогеры высмеяли его за примитивность и нечитабельность. О международной реакции не было сказано. Гуо Чаннинг, дизайнер Пекина-2008, поделился со мной своими мыслями насчет дизайна в Сочи: «Когда я впервые увидел логотип Зимних Олимпийских игр в Сочи, то был удивлен. Там не было никакого графического изображения, чего многие ожидали. Он был очень прост: лишь голубой шрифт и олимпийская эмблема из пяти колец. Я подумал, что, быть может, голубой цвет символизирует зиму в России… Добавление к Сочи домена “.ru” (Sochi.ru) умело использует веб-адрес, чтобы показать всему миру, что Сочи находится именно в России».

Гуо считает, что в логотипе могли бы быть использованы другие элементы, отражающие характер Сочи, Олимпийских мероприятий и Зимних игр в целом. Изображение в логотипе Гуо “Dancing Beijing”, к примеру, символизирует традиционную китайскую печать, использующуюся для заверки официальных документов. Его команда работала на протяжении многих часов для получения нужного изгиба ног спортсмена, изображенного на печати. Гуо говорит, что внимание к таким мелким деталям могло бы передать уникальность зимних Олимпийских игр в Сочи и позволило бы забыть о настоящем культурном наследии. Любопытно, что именно это и хотели выразить более ранние отвергнутые Комитетом версии логотипа.

«Возможно, дизайн логотипа для Игр в Сочи, благодаря своей простоте, наметил новое направление развития олимпийских логотипов, — сказал Гуо. —Объединение инноваций и традиций — вечная проблема, с которой сталкиваются дизайнеры».

Олимпийские логотипы не всегда встречали бурными овациями. Когда логотип Лондона-2012, создание которого обошлось в 400 тысяч фунтов или 800 тысяч долларов, был представлен публике в 2007 году, петицию о его смене и новом дизайне подписали 48 тысяч человек. Их усилия так и не оправдали себя.

Хотя логотип Сочи не породил массовые протесты, как в Лондоне, некоторые посчитали, что альтернативный дизайн, созданный московской компанией Studio Transformer, больше подходит для Олимпийских традиций. Большинство тех, кто поделился своим мнением на дизайнерских сайтах вроде Logo Design Love, выступили в защиту традиций.

А что вы думаете? Левый или правый?

Читать оригинал статьи (>>)

Advertisements

One comment

  1. Федор

    Логотип, как обычно, сделан по эскизам водителя заказчика и комментариям его двоюродной тети.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: